ХРОНИКИ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Московская Сретенская Духовная Семинария

ХРОНИКИ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Сретенская семинария 1589



Книжная выставка

В Москве каждую осень проходит большая книжная выставка – Non\Fiction. Мы решили пойти туда, тем более что у нас в семинарии второй год работают издательские курсы, на которых студенты учатся верстке и книжному дизайну. И поход на выставку стал для нас полезным опытом.

Нашу группу повел иеромонах Матфей. Он очень опытный, понимающий художник-типограф, поэтому с ним наш поход стал вдвойне интересным. Отец Матфей обращал наше внимание на детали книг, показывал нам художественные приемы, использованные в том или ином издании. Приглашенными гостями на выставке Non\Fiction были немецкие издательства, которые отличаются необычным подходом к книжному делу – смотреть книги, напечатанные в Германии, было огромным удовольствием. Но и отечественные книгопечатники не отставали – нашему взгляду попалось немало интересных изданий.

Было очень много книг классических и современных писателей – хороших, достойных, красивых изданий. Присутствовали, конечно, вредные по содержанию книги, но мы с удовлетворением отметили, что их было немного.

Были и забавные случаи. Бродя по выставке, мы наткнулись на стенд, на котором были представлены репринтные издания дореволюционной литературы. Бросалась в глаза одна книга, называвшаяся «О вреде чая». Она начиналась эпической фразой, которую я забуду не скоро: «Четыре кнута бичуют современную цивилизацию, и имя им: чай, кофе, табак и алкоголь».

Кроме этой забавной брошюры мы встретили множество других книг, серьезных и не очень. В этом же здании находился небольшой музей, в котором были выставлены картины, а также проходила ярмарка пластинок. Я оторвался от общей группы и походил минут десять между коробок, заставленных старыми альбомами любимых мной рок-групп 70-х и 80-х годов.

Ярмарка Non\Fiction закрылась около семи часов вечера. К сожалению, нам не удалось посмотреть все книги. Но то, что мы успели увидеть, оставило только хорошие впечатления.

Никита Никифоров, 4 курс

Демобилизация

На этой неделе к нам вернулись из армии двое наших друзей – Вася Лапкин с четвертого курса и Леша Трухачев с третьего. Теперь им предстоит сдать сессию и снова вступить в ряды семинаристов.

Василий отслужил в войсках ПРО под г. Королевом. Дослужился до младшего сержанта.

Алексей вернулся из Дзержинска, служил в спецназе внутренних войск РФ.

У нас в семинарии многие берут во время учебы академический отпуск и идут в армию. Ребята служили в разведывательных подразделениях ВДВ, спецназе ГРУ, войсках ПРО и многих других местах, упоминание о которых обычно вызывает у друзей уважение, а у врагов – страх.

Кто там говорил, что православие – вера для слабых людей?

Психологические дилеммы

В понедельник 26 ноября на психологии мы говорили о теории взаимной зависимости. Проще говоря, что когда два человека должны о чем-то договориться, то удовлетворенность результатом зависит не только от собственной удовлетворенности, но и от удовлетворенности другого.

Все равно сложно? Да, психологи действительно любят называть простые вещи сложными именами. И писать многотомные труды, посвященные прописным истинам. Попробуем рассказать еще проще.

Если Ваня хочет на рыбалку, а Маша хочет в кино – то психологи Тибо и Келли предложат им составить таблицу всех возможных вариантов, чтобы принять оптимальное решение. В эту таблицу войдут их «расходы» и «доходы» от предполагаемых действий. В «расходы», согласно теории, будет записано и чувство нарушенной справедливости, в случае если Ваня получит что хотел, а Маша – нет. Справедливость будет оценена по какой-нибудь шкале, дальше – чистая математика. Вот так нам предлагают «поверить гармонию алгеброй», или даже экономикой.

Другой пример таких психологических расчетов – «дилемма узника». Допустим, два человека арестованы по подозрению в преступлении. Если они оба будут молчать, то получат маленький срок – допустим, полгода. Если один будет свидетельствовать против второго, а он не признается – второго посадят надолго (десять лет), а первого отпустят за помощь следствию. Но если оба будут говорить – то лет на восемь сядут оба.

Допрос каждого проходит отдельно. Как поступят эти люди? Попробуют выйти из тюрьмы за счет чужой беды или пойдут на то, чтобы отсидеть небольшой срок? Теория говорит, что равновесие Нэша в данной ситуации не совпадает с Парето-оптимумом. То есть лучший вариант для группы не совпадает с желаемым исходом для себя.

А статистика американских психологов показывает, что большинство опрошенных ими будут валить все на другого. И в результате сидеть в тюрьме восемь лет, только теперь еще и с предательством на душе.

Надеюсь, что хоть Ваня с Машей смогут договориться по-человечески. Вспомнят слова Евангелия. И примут правильное решение.

Небо

А 29 ноября вечером мы вышли из храма после молитв – и остановились, глядя на небо…

Учась под московским небом, я видел его окрашенным в самые разные цвета. Фиолетовым, зеленым, оранжевым, розовым... Одетым в загадочное свечение; или даже с цветными полосами, как бывает при северном сиянии. Москва могла бы стать удивительным, ни на что не похожим источником вдохновения для художников, которые пишут ночные города. И для писателей-фантастов, которым нужны яркие образы для сюжетов о других мирах.

Но сегодня цвет облачной пелены над городом был почти обычным. Нас поразило другое – стало абсолютно светло. Мы не могли отделаться от впечатления, что зашли в храм вечером, а вышли днем… или не днем, а в какое-то другое, совершенно загадочное время суток. Вышли в сказочное время, когда сливаются рассвет и закат. В сказочный мир, где стирается граница между небом и землей. И есть только золотисто-молочно-снежная пелена вокруг нас, под нашими ногами, и над головой.

Не знаю, как объяснить этот вечер с точки зрения естественных наук. Может быть, в городе поставили сильные-сильные фонари, и отраженный от снега свет превращает ночь в день. Может быть, в нашей большой стране снова перепутали что-то с часовыми поясами.

А может быть, это было просто небесное знамение. Кажется, мы его уловили.

Новый Завет

«Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею» (1 Кор. 10:7-11). Этот отрывок из посланий апостола Павла мы недавно обсуждали на занятии по Новому Завету.

Современная цивилизация далеко отошла от этих апостольских слов… Если бы сегодня в Европе кто-то публично озвучил подобные мысли – пожалуй, был бы громкий судебный процесс. Может быть, скажет кто-то, меняются времена, и старые законы уступают место новым?

Пусть говорят. Мы, семинаристы, знаем, что в Священном Писании нет старых законов – есть только вечные. И если бы наш голос мог что-то изменить, мы написали бы женщинам всего мира такое письмо:

«Дорогие мамы!

Когда мы были маленькими, нам бывало очень плохо, когда вас не было дома... Мы не могли понять, почему “мама на работе”. А когда вы заходили к нам, чтобы пожелать нам спокойной ночи, нам хотелось, чтобы эти мгновения длились вечно. Пусть на работу ходят папы, а вы, мамы, будьте рядом!

Дорогие девушки!

Мы любим вас. Мы готовы носить вас на руках, быть для вас опорой и защитой, зарабатывать на хлеб.

Мы можем побеждать в сражениях, но не умеем нянчить детей… Мы можем построить дом, но не умеем создавать дома тепло и уют... Мы будем ходить на работу – но мы очень хотим, чтобы дома нас кто-то ждал.

Оставьте нам наши опасные профессии. Может быть, вы даже можете справиться с ними лучше нас – но мы боимся, что с вами что-то случится.

Пожалуйста, останьтесь прекрасной половиной человечества!

Иначе кого же мы будем любить?».

P.S. А самое серьезное и самое мужское дело из всех, что есть на свете – это священство. Недавно в англиканской церкви состоялся собор, на котором был окончательно вопрос о женском епископате. Епископы в Англии останутся мужчинами. И это хорошо.


Иван Блинов, 4 курс

18 декабря 2012 года