В престольный праздник Сретенского монастыря богослужение в обители возглавил архиепископ Верейский Амвросий

Московская Сретенская Духовная Семинария

В престольный праздник Сретенского монастыря богослужение в обители возглавил архиепископ Верейский Амвросий

Пресс-служба Сретенской духовной семинарии 1075



Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – особый день, особая веха в истории русского народа. Сретение - означает «встреча». В 1395 году, когда великий азиатский завоеватель Тимур Тамерлан вплотную подошел к стенам Москвы, на кого и на что могли быть в тот момент надежды русских людей? Казалось, что всё, никакой надежды нет, гибель и разрушение города абсолютно неизбежны. Но казалось так только по человеческому разумению. По разумению человеческому надежды на спасение города действительно не было. Ни защитить его, ни победить великого завоевателя надежды не было. Но была надежда на Бога, надежда на Пречистую Его Матерь, надежда на то, что по заступничеству Пресвятой Владычицы Богородицы Господь не попустит произойти разрушению города.

В этот день, 8 сентября, в Москву из Владимира была торжественно перенесена великая святыня православного мира – Владимирская икона Божией Матери. Именно на месте «сретения», на месте, где произошла встреча москвичами чудотворного образа Богородицы, и располагается Сретенский монастырь. И вот уже более шестисот лет москвичи приходят в этот праздник сюда, в Сретенскую обитель, для того, чтобы вспомнить за богослужением о той милости Пресвятой Богородицы, о том Ее заступлении, которое она, по молитвам множества наших соотечественников, милостиво явила и продолжает являть за наш город, за русских людей, за Православие.

Вечером 7 сентября, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в Сретенском монастыре было совершено Всенощное бдение. Богослужение в соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков). Ему сослужили братия монастыря, выпускники семинарии в священном сане. За богослужением молились многочисленные прихожане.

В сам день праздника, 8 сентября, в соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской была совершена Божественная литургия. Как и накануне вечером, торжественное богослужение возглавил наместник Сретенской обители Преосвященный Амвросий (Ермаков), архиепископ Верейский. В богослужении приняли участие многочисленные гости монастыря. Среди сослуживших архиепископу Амвросию на Божественной литургии были иеромонах Марк (Святогоров), и. о. проректора Московской духовной академии, а также иерей Александр Кузнецов, заместитель ректора Московской духовной академии по представительской работе. За богослужением была совершена диаконская хиротония студента 4-го курса бакалавриата Николо-Угрешской духовной семинарии Дмитрия Саверина.

После окончания богослужения наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий обратился ко всем собравшимся с поздравительным архипастырским словом. В своем слове владыка особо подчеркнул влияние Пресвятой Богородицы на ход русской истории и на ход жизни каждого человека, который прибегает в своей жизни к Ее заступлению и помощи. Владыка призвал всех собравшихся всегда помнить о любви Царицы Небесной и не забывать о том, какое великое дерзновение пред Богом имеет Его Пречистая Матерь, Заступница всего рода христианского. 


Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – слышим мы слова евангельского юноши. Слова, которые задаем себе и мы, христиане дня сегодняшнего, всякий раз, когда задумываемся о собственной жизни и собственной смерти, когда размышляем о вечности. И слышим знаменитый ответ Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным – продай твое имение и раздай нищим, приходи и следуй за Мной». И еще более известные слова Господа об отошедшем и опечалившемся юноше: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство». А также «Невозможное человеку возможно Богу».

Чаще всего этот евангельский эпизод комментируется в том ключе, что для того, чтобы попасть в Царство Небесное, необходимо быть бедным, не иметь ничего своего, а если и имеешь – то раздать. Но о бедности ли нынешний евангельский рассказ, или в нем кроется нечто большее, нежели материальное или, даже грубее, финансовое состояние человека?

Если мы еще раз обратимся к тексту Евангелия, который только что слышали, то заметим, что на прямой вопрос юноши о том, что необходимо для того, чтобы иметь вечную жизнь, Господь говорит о соблюдении заповедей, данных Богом народу израиля: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». И лишь на дальнейшее вопрошание юноши, который не удовлетворен таким, как кажется ему, простым ответом, Господь говорит «раздай имение». То есть, для того, чтобы наследовать блаженную вечность, достаточно соблюдения заповедей. Но для того, чтобы уже здесь, при жизни, начать жизнь иного качества, более совершенную, Господь предлагает юноше путь свободы. Счастливой свободы от земных обязательств, от связывающих сердце статусов. 

Господь предлагает юноше путь свободы от земных обязательств, от связывающих сердце статусов

Если мы обратимся к евангелию еще более пристально, то увидим, что Господь говорит юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди продай твое имение и раздай нищим, приходи и следуй за Мною». Тут стоит обратить внимание на слово «совершенный». «Совершенный» в традиционном библейском контексте, который отличается от нашего современного восприятия этого понятия, означает того, кто полностью отдает себя Богу.

Таким образом, условие продать все и раздать – означает не просто избавиться от имения, но и отказаться от заслуг и социального статуса, которые обеспечили это имение. 

В Евангелии дважды написано о том, что ученики, услышав слова Христа о верблюде и игольном ушке, ужаснулись и отшатнулись в изумлении: кто же тогда войдет в Царство? Для учеников, жителей иудейской среды, где богатство человека было явным признаком добродетельной жизни и благословения Бога человеку, слова Господа Иисуса переворачивали картину мира. Ведь вспомним истории Ветхого Завета – там всюду говорится о том, как Господь благословляет праведников богатством. И, скорее всего, все что имел юноша, он заработал благодаря собственному труду, добродетельности, благодаря доброй жизни, которые обеспечили ему некий выдающийся статус в иудейской среде, обеспечивший его имением.

Мы часто, слыша или читая слова этого евангельского отрывка, путаемся в понятиях и не замечаем, что Господь не говорит, что богатые не спасутся и не наследуют вечной жизни. Наоборот, Господь, отвечая на первое вопрошание юноши говорит «соблюдай заповеди и будешь иметь жизнь вечную». Соблюдение Божественного Закона – уже путь в вечную жизнь. Для любого. Для эллина и иудея, для раба и свободного, для богатого и бедного. Но говоря о Царствии Божием, которое уже есть здесь и сейчас, которое «внутри вас есть» (Лк. 17: 20–21), которое наступает не после смерти, но раскрывается в сердце преображенного человека уже при жизни, Господь говорит о более сложном пути. И ещё о том, что не человек должен служить богатству и быть ему рабом, а богатство должно служить человеку, а человек должен распоряжаться им на благо людям. 

Не человек должен служить богатству и быть ему рабом, а богатство должно служить человеку

В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь. Но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным. Но потому, что это может сделать и сделает Бог: «Человекам это невозможно, но не Богу. Ибо Богу все возможно». Но богатство конечно будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, то Царство, которое находится внутри нас. И опять таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.

Почему так? Скорее всего, потому что в Царствии Божием свои законы, которые отличаются от законов нашей привычной социальной среды с ее субординацией, принципами и правилами. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15). «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35) и еще множество подобных вещей, которые очень сложно сочетать с земным богатством, с славой земной, со статусом в обществе. Ведь высокопоставленному человеку очевидно тяжело принять Царство как дитя, быть из всех последним и всем слугою. Ибо мир наш устроен иерархично и у мира законы другие. Но, в то же время, хотя это и неудобно, но не невозможно.

Совет Господа «все, что имеешь, продай» – это не совет для всех и всегда. Это рекомендация конкретному человеку, юному праведнику, ищущему совершенства, обратившемуся ко Христу. Совет человеку, который от юности своей не нарушил ни одной заповеди, но сердце его хочет еще большего. Но сердце его связано чем-то иным, помимо любви к Богу.

«Богатым» в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство – это все то, о чем каждый из нас может сказать «это мое». Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволит обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть и привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное. Потому что Божие Царство – царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего «моего», но есть Бог и любовь. 

В Царстве Божием нет ничего «моего», но есть Бог и любовь

Но, по благости Божией, при условии стремления жить праведной жизнью, соблюдать заповеди, верить в Бога и творить добрые дела, даже наши нынешние привязанности не препятствуют жизни вечной. Потому что невозможное для людей возможно для Бога. Ибо Господь не хочет нашей гибели. Он хочет, чтобы мы спаслись. И Сам Он сделал все ради этого. Он ждет нас и выбор только за нами.

Аминь.

Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
8 сентября 2019


Новости по теме

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ И БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ. ФОТОРЕПОРТАЖ Сретенская семинария 28 мая, в неделю 7 по Пасхе, в день торжества памяти святых отцев I Вселенского Собора, в храме во имя Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской московского Сретенского ставропигиального монастыря состоялась первая воскресная Божественная литургия.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЗВОНЫ Николай Завьялов Уставные правила и современные обычаи

Великий Пост и Пасха как совершенно особое время церковной жизни сопровождается и особыми колокольными звонами. Но вот Пост позади, как и Пасхальная полунощница, и Светлая седмица, и мы вступаем в более «прозаический» период – период служб из книги «Октоих». Это совсем не значит, что правила звона становятся проще! Что необходимо помнить и какие нюансы учитывать звонарю в этот период – об этом настоящая статья.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ВОСПОМИНАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО КУРСКОЙ СЕМИНАРИИ Анатолий Смирнов Лет 30 спустя после своего учения в семинарии я узнал, что А.И. Крутиков, родственник святителя Феофана, будучи назначен в Курскую семинарию, испрашивая благословения у преосвященного на путь учебной деятельности, просил наставления, как преподавать вверенный ему предмет. Преосвященный Феофан начертал ему подробное наставление, как вести дело, и настойчиво ставил во главу угла непосредственное знакомство учеников с текстом Священного